Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Зеленский заявил о желании Киева видеть Китай на саммите в Швейцарии
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хирурги РДКБ РНИМУ им. Н.И. Пирогова впервые в мире выпрямили ребенку «скрученный» позвоночник. 13-летний Мурат страдал редким генетическим заболеванием — синдромом Протея, кроме того, у него был кифосколиоз (искривление одновременно в переднезаднем и боковом направлениях). Как прошла уникальная операция и какими бывают деформации позвоночника — выясняли «Известия».

Сложная ситуация

Как рассказали «Известиям» в больнице, операция была технически сложной: кифотическая деформация грудного отдела ребенка составляла более 110 градусов, а сколиотическая — по 90 градусов в грудном и поясничном отделах.

До этого Мурат наблюдался в клинике несколько лет, его лечили врачи самых разных профилей и отделений. Это было связано в первую очередь с основным заболеванием мальчика.

— Синдром Протея — очень редкое генетическое заболевание: в мировой литературе описано не более 200 случаев. Оно проявляется в виде гипертрофических разрастаний различных тканей организма. У Мурата произошли разрастания мягких тканей спины и лица, сильно деформировался лицевой скелет и позвоночник, — рассказал хирург-вертебролог отделения травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук Андрей Пантелеев.

Около двух лет назад у Мурата стал прогрессировать кифосколиоз. Это может происходить в подростковом возрасте — из-за второго скачка роста.

— К нам он поступил с уже существенным искривлением позвоночника. У него было нарушение походки — вместе с другими проблемами, связанными с болезнью мальчика, это сильно влияло на его жизнь, — говорит хирург.

Уникальная операция

Специалисты отделения травматологии и ортопедии РДКБ обладают большим опытом коррекции деформаций позвоночника, но было очевидно: предстоящая операция станет уникальной. До последнего времени в мировой практике было известно лишь два случая хирургического лечения сколиоза на фоне синдрома Протея — и в обоих деформации были менее выраженными.

Операция длилась более семи часов и прошла успешно. Врачам удалось добиться невероятных результатов: угол кифотической деформации был снижен до 60 градусов (практически вдвое), а сколиотических — до 40–50 градусов. Хирурги установили пациенту протяженную металлоконструкцию: от третьего грудного до четвертого поясничного позвонка. При этом они постарались сохранить подвижность двух сегментов в нижнепоясничном отделе.

Фото: Пресс-служба РДКБ РНИМУ им. Н.И. Пирогова

— Конечно, металлоконструкция в определенной степени ограничивает подвижность позвоночника пациента. В зоне фиксации мобильность минимальна: он не может сгибаться. Но, как показывает клинический опыт, это не влияет на качество жизни. Мурат сможет даже заниматься спортом и ездить на велосипеде, — говорит Андрей Пантелеев.

Впрочем, на этом лечение подростка не закончено. Из-за редкого генетического заболевания его ждет еще множество операций: нужно устранить нестабильность коленных суставов, прооперировать стопы, чтобы полностью восстановить походку, провести пластику тканей лица и костей черепа.

Тем не менее, отмечает хирург-вертебролог, со стороны позвоночника осложнений уже не будет: металлоконструкция обеспечивает его фиксацию в оптимальном положении и предотвращает риски прогрессирования деформации и сопутствующих нарушений функции внутренних органов.

Формы деформации

Как объясняет Андрей Пантелеев «Известиям», существует несколько видов деформаций позвоночника. Самая распространенная из них — диспластическая, которая обычно возникает в подростковом возрасте.

Также бывают врожденные (возникают на фоне аномалий внутриутробного развития позвоночника) и нейромышечные деформации, которые развиваются на фоне заболеваний нервной и мышечной систем (ДЦП, спинальная мышечная атрофия). Они требуют комплексного лечения в комбинации с терапией основного заболевания.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Встречаются и другие формы — они возникают на фоне редких болезней, как в случае Мурата с синдромом Протея.

— Деформации делятся по плоскости. Среди них выделяют сколиотические (сколиоз, фронтальная плоскость), кифотические (кифоз, развивается в сагиттальной плоскости с выпуклостью назад) и лордотические деформации (лордоз, развивается в сагиттальной плоскости с выпуклостью вперед), — рассказал хирург.

В каждом из этих случаев необходимо участие врача — как минимум для постановки диагноза и составления курса лечения. Хирургические вмешательства показаны при угле деформации более 45 градусов, серьезном нарушении баланса позвоночника или прогрессирующем характере заболевания. При этом операции лучше проводить, когда пациент повзрослеет и у него завершится костный рост, — это позволяет сократить риски осложнений, связанных с продолжением роста позвоночника.

До этого врачи применяют методики консервативной терапии — они позволяют контролировать прогрессирование и даже корректировать слабо выраженные деформации (до 45 градусов).

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Терапия включает в себя комплекс мер: корсетное лечение, выполнение гимнастических программ для укрепления и поддержания тонуса мышц и специальные дыхательные техники, — разъяснил собеседник «Известий».

Риски искривления

По словам Андрея Пантелеева, легкие формы деформаций почти не сказываются на качестве жизни человека, пока он молод. В пожилом возрасте такие люди могут испытывать дискомфорт из-за более выраженного развития дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике.

— А вот сильно выраженная деформация (более 45 градусов) может привести к серьезным осложнениям. Страдает опорно-двигательный аппарат, нарушается биомеханика походки человека, неравномерно возрастает нагрузка на мышцы в движении. Это приводит к повышенной утомляемости во время ходьбы, уменьшению выносливости, болевому синдрому, — перечислил врач.

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Крайне тяжелые деформации, особенно если они носят прогрессирующий характер, приводят к нарушениям функции внутренних органов, которые могут угрожать жизни больного. В первую очередь страдают органы грудной клетки (из-за уменьшения ее объема): сердце и легкие.

— Выраженные деформации влияют и на способности человека заниматься спортом, особенно «спортом высоких достижений» — из-за нарушений в биомеханике позвоночника, измененного баланса мышц. Виды спорта, которые требуют координации, высокой подвижности, для пациентов с тяжелыми деформациями просто недоступны, — отметил собеседник «Известий».

Прямой эфир